или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
25 декабря 2014
0
11 301

Запретить, нельзя показывать: легендарные фильмы, которые подвергались цензуре

Новый фильм американского актера и режиссера Сета Рогена «Интервью», рассказывающий о покушении на северокорейского лидера Ким Чен Ына, после долгих терзаний, все же вышел в прокат. Пока, правда, только в интернете, однако создатели обещали устроить сеансы с показом в кинотеатрах уже на католическое Рождество.
Напомним, что прокат «Интервью» оказался под угрозой после того, как некие хакеры, предположительно имеющие отношение к Северной Корее, сначала взломали внутреннюю переписку руководителей Sony — компании, которая занималась созданием фильма, а затем пригрозили устроить теракты, если кино про убийство северокорейского лидера будет показано в кинотеатрах. 
В Sony сначала решили пойти на уступки и отказаться от показа фильма, однако после заявления Барака Обамы о том, что негоже корпорациям слушать каких-то там диктаторов, компания решила все же пустить фильм в прокат. Что из этого получится, посмотрим, однако уже ясно одно — вся эта история сделала небывалый пиар весьма посредственному, судя по трейлеру и реакции некоторых зрителей, фильму.
В связи с этим мы решили вспомнить культовые киноленты, которые ранее запрещались к показу какими-либо странами по тем или иным соображениям.
«Борат»
Сатирическая комедия британского комика Саши Барона Коэна о вымышленном казахском журналисте стала первым не порнографическим фильмом, запрещенным к прокату в Российской Федерации. 
Формальным основанием для невыдачи прокатного удостоверения стал тот факт, что, по мнению чиновников, фильм мог «унизить представителей некоторых наций и религий». Как это обычно бывает, запрет фильма сделал тому в России бесплатную рекламу.
Что касается самого Казахстана, то первоначальная реакция чиновников на фильм была довольно резкая и хотя киноленту официально не запрещали, кинопрокатчикам рекомендовали не показывать ее в кинотеатрах. По прошествии некоторого времени, когда стало понятно, что благодаря фильму огромное количество людей со всего мира стали интересоваться Казахстаном, реакция властей смягчилась. 
Чиновники наконец поняли, что целью фильма было не высмеять казахское общество, а скорее потешить самолюбие американского и западного общества в целом, представители которого зачастую понятия не имеют о том, как живут люди на другом конце света. Результат для Казахстана оказался в том, что в страну неожиданно ломанулись западные туристы.
А вот в России этого, к сожалению, так и не поняли — фильм до сих пор запрещен к прокату, хотя и был однажды показан на телевидении. Бората также нельзя показывать в ряде исламских стран и Белоруссии.
«Бруно»
Следующий фильм Саши Барона Коэна в России разрешили, хотя без обсуждения и угроз «запретить раз и навсегда» не обошлось. Но на этот раз не выдержали чиновники соседней Украины — там фильм к прокату так и не допустили под следующей формулировкой: «Фильм «Бруно» содержит художественно неоправданную демонстрацию половых органов и отношений, гомосексуальных половых актов в откровенно натуралистической форме, показ гомосексуальных извращений, ненормативную лексику, проявления садизма, антисоциального поведения, которое может нанести вред моральному воспитанию граждан».
Кроме Украины фильм также оказался запрещен к показу в преимущественно исламской Малайзии, что не удивительно — малайзийские чиновники обожают запрещать разного рода киноленты, о чем еще будет сказано ниже.
«Пираты Карибского моря: На краю света»
В Китае цензура не дремлет, поэтому запрещают что-либо показывать там довольно часто. В целом, в китайский прокат выходит не более 20 американских фильмов в год.
Одним из ярчайших примеров абсурдности китайской цензуры является запрет властей этой страны на показ третьей части «Пиратов Карибского моря». Основанием для этого послужило то, что в фильме присутствует персонаж китайского пирата, который отличается особенной жадностью. Других китайцев в фильме нет, поэтому цензура решила, что образ может оскорбить всю китайскую нацию.
Допустить то, что фильм не выйдет на экраны китайских кинотеатров, создатели не могли — картина потеряла бы огромную часть прибыли, ведь китайский рынок для Голливуда является одним из самых важных среди развивающихся. 
В итоге картина под запретом пробыла ровно до того момента, пока из нее не вырезали все сцены с жадным китайским пиратом. После этого она все же вышла на экраны в Поднебесной.
«Район №9»
Похожая история произошла с фантастической южноафриканской лентой «Район №9», которая в 2009 году с успехом прокатилась по кинотеатрам всего мира, кроме Нигерии. В этой африканской стране фильм запретили также из-за единственного персонажа — сумасшедшего нигерийского торговца оружием, который, ко всему прочему, был еще и каннибалом. 
Самоирония нигерийцам оказалась чужда, поэтому они просто не стали выдавать ленте прокатное удостоверение. Продюсеры сопротивляться не стали, так как упущенная прибыль, видимо, того не стоила.
«Симпсоны в кино»
А вот что в Китае так и не увидели в кинотеатрах, так это полнометражных «Симпсонов». Но удивлением это ни для кого не стало — «Симпосоны» вообще были запрещены в этой стране на протяжении последних 25 лет, то есть — всего времени существования сериала.
Запрет был снят лишь минувшей осенью, когда один из китайских телеканалов купил права на трансляцию всех серий «Симпсонов» на территории государства. Возможно, теперь Поднебесная наконец увидит и полнометражную экранизацию легендарного сериала.
«Фаренгейт 9/11»
По свирепости киноцензуры с Китаем могут сравниться лишь исламские страны, где что-нибудь вырезают или запрещают едва ли не чаще, чем новые фильмы вообще появляются. Понятно, что представить себе прокат тех же фильмов Саши Барона Коэна в исламской стране довольно трудно. Но случается и так, что под запрет попадают и фильмы совсем другого рода.
К примеру, самая известная работа мастера антикапиталистической пропаганды Майкла Мура. «Фаренгейт 9/11», напропалую критикующий американскую власть, сразу не понравился правителям ближневосточных стран, а в Кувейте его и вовсе запретили. 
По мнению властей, лента «оскорбляла дружественную арабам американскую нацию». При этом в самой Америке никаких проблем с прокатом «Френгейт 9/11» не было — он собрал рекордную для документального фильма кассу и прокатился по кинотеатрам всех штатов.
«Криминальное чтиво»
Малайзия хоть и не живет по шариату, тем не менее, является страной с исламом в качестве государственной религии. И отношение к прокату некоторых фильмов там мало отличается от стран Ближнего Востока. 
Так, помимо стандартных запретов «Саус Парка» и кровавых фильмов ужасов, в Малайзии запрещены такие культовые американские фильмы, как «Догма» или «Криминальное чтиво». При этом причину запрета боевика Квентина Тарантино малайзийские власти толком даже не объяснили.
«Список Шиндлера»
Действия цензуры в исламских странах иногда носят и не такой очевидный характер. Десять лет назад в Индонезии запретили драму Стивена Спилберга «Список Шиндлера», посвященную спасению евреев во время Второй мировой войны. 
Формальным поводом для запрета стало обилие обнаженной натуры в фильме, но изначально было понятно, что это лишь абсурдное оправдание антисемитизма индонезийских властей. Через некоторые время уже бывшие чиновники из правительства подтвердили, что запрет действительно был связан с тем, что фильм слишком явно симпатизировал евреям. Такой вот индонезийский нацизм.
«Броненосец Потемкин»
Но если вы подумаете, что цензура — это изобретение восточное, то будете заблуждаться. На Западе в ХХ веке показывали тоже далеко не все фильмы. Одним из самых ярких примеров политической цензуры можно считать запрет на показ шедевра советского режиссера Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин». 
Он был запрещен в таких странах, как Франция, Германия, Япония, Португалия и Финляндия. В США фильм вышел лишь со значительными купюрами. 
Поводом, как принято думать, послужила художественная мощь киноленты — она настолько сильно передавала революционных дух, что на Западе боялись, как бы люди, выйдя из кинотеатра, не принялись громить витрины и автомобили, а также вступать в коммунистические партии.
«Последнее Танго в Париже»
Один из самых известных фильмов итальянского режиссера Бернардо Бертолуччи долгое время был запрещен не где-нибудь, а в самой Италии. Власти страны, в отличии от критиков, посчитали фильм порнографией, недостойной к прокату, а не изысканным размышлением на тему природы любви. 
Итальянский суд решил, что все копии фильма должны быть уничтожены, а Бертолуччи и вовсе лишили гражданских прав. Решение было отменено лишь в 1987 году. Вот так вот еще недавно жили в Европе.
«Житие Брайана»
Гениальный полнометражный фильм, снятый британской комедийной труппой «Монти Пайтон», посвященный жизни пророка в Иудее во времена Христа, является по сути сатирой на христианство, а также на британское и западное общество в целом. 
Сатира оказалось настолько едкой, что религиозные активисты терпеть ее не стали и добились запрета на показ фильма в некоторых городах Великобритании. К примеру, в шотландской столице Глазго этот запрет был снять лишь недавно. 
А вот в таких странах, как Ирландия, известная своей религиозностью, и даже Норвегия, фильму не повезло больше — там его запретили на государственном уровне. После этого в Швеции официальным слоганом киноленты, с которым она шла в кинотеатрах, стала фраза «Он такой смешной, что его запретили в Норвегии».
«Заводной апельсин»
Шедевр Стэнли Кубрика, снятый по книге британского писателя Энтони Берджесса, продержался в прокате Великобритании год. Насыщенная эстетскими сценами насилия лента произвела на некоторых зрителей такое сильное впечатление, что они стали писать Кубрику анонимные письма с угрозой расправы. 
Жару добавила и реакция некоторых политиков, которые прямым текстом обвиняли режиссера в пропаганде насилия. В один прекрасный день Кубрику это терпеть надоело и он изъял из проката все копии своего фильма. Запрет на показ «Заводного апельсина» продержался в Британии вплоть до самой смерти режиссера, которая случилась в 1999 году.
«Лицо со шрамом»
Про США часто говорят, что свобода слова в этой стране — лишь видимость, а на самом деле в американских СМИ существует жесткая самоцензура, которая не позволяет транслировать в массы альтернативную точку зрения. 
Возможно, в том, что касается средств массовой информации это отчасти и правда, но в деле кино американцам в принципиальности не откажешь — посмотреть в кинотеатре там всегда можно было практически что угодно. 
В некоторых особо религиозных штатах и городах местные активисты иногда пытаются запретить к показу тот или иной фильм, имеющий отношение к религии, однако такие попытки редко к чему-то приводят. К примеру, фильм «Последнее искушение Христа» в 1988 году сначала вроде бы запретили к показу в городе Саванна штата Джорджия, но довольно быстро этот запрет признали незаконным.
Но в 1930-х некоторые штаты не стеснялись ограничивать свободу американского кинематографа. Легендарная кинолента «Лицо со шрамом» 1932 года, снятая Ховардом Хоуксом, была для своего времени очень своеобразной — с множеством мрачных и кровавых сцен, изобилующая насилием и элементами черного юмора. 
Поэтому ничего удивительного, что в некоторых штатах и городах, вроде Нью-Йорка и Чикаго, фильм к показу запретили. А там, где он все же вышел на экраны, к оригинальному названию добавился подзаголовок «Позор нации», чтобы люди не прониклись вдруг романтикой преступного мира.
Читайте также
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука